Яндекс.Метрика

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов



Поиск по сайту





Организация питания

Уважаемые выпускники, родители и учителя!

Министерство образования и науки Республики Башкортостан сообщает, что в рамках подготовки к ЕГЭ и ОГЭ продолжается работа официального образовательного портала Электронное образование Республики Башкортостан (https://edu.bashkortostan.ru).
В разделах «Подготовка к ЕГЭ» и «Подготовка к ОГЭ» данного портала размещены материалы для подготовки к сдаче экзаменов и ссылки на онлайн-консультации с экспертами предметных комиссий Республики Башкортостан по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по всем учебным предметам. С 1 апреля 2024 года возобновляются онлайн-консультации по всем учебным предметам с участием лучших преподавателей ВУЗов и школ республики – председателей и членов республиканских предметных комиссий Республики Башкортостан с трансляцией на Yotube-канале:
- ЕГЭ – каждый вторник и четверг с 15.00 ч. до 17.00 ч. (по графику с 02 апреля по 25 апреля 2024 года);
- ОГЭ – каждую среду и пятницу с 15.00 ч. до 17.00 ч. (по графику с 03 апреля по 26 апреля 2024 года).
Все желающие (выпускники, учителя и родители (законные представители) могут задать вопросы, которые вызывают у них затруднения в процессе подготовки к экзаменам, или направить их в ходе проведения онлайн-консультации либо на адреса электронной почты:
по ЕГЭ – gia11@rcoi02.ru
по ОГЭ – gia9@rcoi02.ru.
Убедительная просьба: писать вопросы корректные, относящиеся к проведению экзаменов.

Особенности подросткового возраста

Особенности подросткового возраста

В физиологическом плане границы подросткового  возраста примерно совпадают  с обучением  детей в  5-9 классах  средней школы и  охватывает возраст  от 11-12  до  14-16  лет.  Особое положение подросткового  периода в  цикле развития  отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксирована  сложность и  важность происходящих  в  этом возрасте процессов  развития, связанных  с переходом  от одной эпохи жизни к другой.

Переход от детства к  взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Когнитивное (познавательное) развитие в подростковом возрасте.
В этом возрасте все большее значение приобретает абстрактное мышление. Подросток психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Именно в этом возрасте вырабатывается формальное мышление, то есть подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, может действовать в логике рассуждения. Подросток делает гигантский шаг в своем развитии, когда начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не только на очевидное. То, насколько быстро подросток выходит на уровень теоретического мышления, определяет глубину понимания учебного материала и развитие интеллектуального потенциала.

Как правило, в подростковом возрасте внимание, память, воображение уже вполне подчиняются ребенку.

Внимание подростка характеризуется не только объемом, но и специфической избирательностью. Оно становится все более произвольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание.

Память приобретает избирательный характер, объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысления материала. У подростка меняется доминирующий механизм запоминания, им становится смысловое запоминание.

Воображение в подростковом возрасте может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. События, происходящие в воображаемом мире, опосредованны образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры - они воздействуют на личность подростка со всей своей определенностью.

Развитие речи в подростковом возрасте характеризуется расширением богатства словаря и усвоением множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток, в зависимости от стиля общения и личности собеседника, способен варьировать свою речь.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение  о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в  коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ КАК ОСНОВНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый возраст, как всякий другой новый период, связан с новообразованиями. Возникновение чувства взрослости – одно из таких новообразований. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено лишь путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка проявляются в следующих симптомах:

  1. Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, внутренний отход от школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.
  2. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
  3. Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о "тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток находит исключительно свободное убежище, где никто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения". Все перечисленные симптомы свидетельствуют об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос: "Кто я?"

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости:

ПОДРАЖАНИЕ ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ ВЗРОСЛОСТИ

Привлекательными для подростка могут стать внешние признаки взрослости, в которых наиболее зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых, их преимущества по сравнению с детьми из-за обладания некоторыми привилегиями. Это - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, взрослая мода в одежде и прическах, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т.п. Сигарета в руках мальчишки делает его взрослым в собственных глазах и , как ему кажется, в представлении окружающих. Для подростка приобретение подобных признаков мужской или женской взрослости - средство проявления, утверждения и демонстрации собственной взрослости. Она приобретается путем ПОДРАЖАНИЯ. Это самый легкий способ достижения взрослости, видной всем, а подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими. Поэтому такая ее форма часто проявляется у подростков в первую очередь. Она очень распространена, отличается стойкостью, плохо поддается развенчанию.

Особенности социализации в подростковом возрасте.

Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и процессе социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Но нельзя говорить о желании подростка полностью отделить себя от семьи.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он чаще притязает на определенные права, чем стремится принять на себя обязанности. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых, а их навязывание, как правило, отвергается. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямопротивоположное. Изменчивость настроения ведет к неадекватной реакции подростка.

Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего.

Подростки переживают кризис, связанный с их переходом в новое качество — взрослое состояние. Но это время является трудным не только для самих подростков, но и для окружающих их взрослых. Повышенная эмоциональная чувствительность подростков, их неустойчивость могут существенно осложнить как учебный, так и воспитательный процесс в школе. Поэтому позволю себе обозначить основные проблемы и пути выхода из них.

ИСТОКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Педагогу необходимо уметь выстроить свое отношение к агрессивным действиям подростков. Общеизвестно, что этот возраст характеризуется повышением агрессивности у большинства ребят. Некоторые подростки становятся полностью неуправляемыми. И педагоги, ведущие уроки в классах, в которых есть такие учащиеся, вынуждены либо терпеть агрессивные выпады, либо «шлифовать» свои ответные формы агрессивного поведения: повышение голоса, насмешки, унижения, угрозы, «задавливание отметкой» и т.п.

Прежде всего педагогу необходимо понять, что ребенок не рождается агрессивным, хотя, безусловно, биологические предпосылки могут существовать. На развитие агрессивности влияют взаимоотношения в семье подростка, и в основном отношение к нему матери. Отчужденность, холодность, безразличие к интересам сына или дочери — вот основные характеристики такого отношения, которое влияет на развитие агрессивности ребенка. Хотя внешне это не всегда проявляется. Мать может выглядеть гиперопекающей и даже сверхтребовательной или агрессивной в отношении педагогов, которые, по ее мнению, не учитывают интересы ее ребенка. Однако при внимательном взгляде на такого подростка можно увидеть его недоласканность, недоцелованность и недолюбленность.

Следующий значимый фактор — стиль воспитания. Чаще всего агрессивный подросток вырастает в семьях с незрелыми методами регулирования дисциплины, когда родители непоследовательны и непредсказуемы в выборе реакций на отклоняющееся поведение. Им обычно не хватает терпения или времени научить ребенка следовать определенным правилам поведения. Кроме того, они выбирают неэффективные способы реагирования на агрессивное поведение подростка: либо слишком терпимое, либо излишне жесткое. Однако попустительское отношение к проявлениям агрессивного поведения позволяет ему перерасти в привычное. А использующие жесткие наказания родители оказываются для детей примером агрессивности. Кроме того, в этом случае подростки учатся противостоять родителям. И если они все-таки меняют свое поведение, то оно не становится внутренней ценностью. Получается, что наказание заставляет подростка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.

МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Как же педагогу учитывать все вышесказанное? Общая схема — попытаться компенсировать негативное влияние семьи, то есть по возможности дать то, что она не смогла дать по каким-либо причинам.

Поэтому первое и самое главное условие успешной работы: подросток должен ощущать себя в школе любимым, чувствовать интерес и внимание к себе учителя. Без отношений, основанных на любви и принятии, невозможно установление доверия подростка к педагогу. Соответственно без выполнения этого условия все остальные рекомендации окажутся практически бесполезными.

Кроме того, затруднить установление таких отношений может перенос подростком чувства гнева с родителей на педагога. И здесь на учителя ложится еще одна задача: он не должен забывать, что сопротивление ребенка, его недоверие, его агрессивность относятся не лично к учителю, а выражают лишь его конкретные трудности и учитель в настоящий момент является всего лишь доступным партнером, на котором тот может разрядиться.

Каковы должны быть реакции взрослых в отношении агрессивного поведения? Как уже говорилось, резкое подавление агрессивности, строгие наказания или попустительство приводят к закреплению агрессивного поведения. А склонный к суровому наказанию педагог невольно подает ребенку пример агрессивного поведения.

Строгость педагога может привести к подавлению агрессивных импульсов в его присутствии, но зато они могут бурно выплескиваться, когда его нет.

Однако отсутствие всяких наказаний приводит также к закреплению агрессивности. Поэтому перед педагогом стоит достаточно трудная задача: нужно найти способы разумного подавления агрессивности. При этом обязательно нужно разъяснять справедливость наказания, чтобы итогом его было появление у ребенка чувства вины, но не страха и враждебности к наказующему. Необходимо помнить, что наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка: акт наказания должен осуществляться по возможности сразу после осуществления агрессивного поступка. Имеется в виду, что временной разрыв между проступком и наказанием должен был минимален. Это необходимо для того, чтобы подчеркнуть неприемлемость данного поведения. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от совершенного поступка.

Следует учитывать, что недопустимо угрожать наказанием, но потом не наказывать подростка, поскольку это будет ассоциироваться у него с родительской непоследовательностью. При этом иногда эффективной бывает временная изоляция ребенка, если она не воспринимается им как демонстрация к нему неприязненного отношения.

И наконец, нужно по возможности предлагать подростку альтернативу поведения, за которое он наказывается, чтобы заложить фундамент будущих поощрений.

КОНСТРУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Следует также специально обучать подростков самоконтролю и рефлексии своего поведения Следует содействовать постепенному переходу к принятию ответственности за свои действия.

Подростки не имеют привычки задумываться над последствиями своих поступков, они не извлекают пользы из своего негативного опыта, и у них неоднократно возникают одни и те же затруднения. Поэтому полезно обсуждать с ребенком причины, вызвавшие агрессивные действия, и их последствия.

Чаще всего такие учащиеся имеют неустойчивый образ «Я», поэтому им необходимы ситуации успеха и другие средства, направленные на усиление «Я». Подросток должен научиться верить, что у него хватит собственных сил для достижения успеха без применения агрессивного поведения.

Эти дети часто отличаются высоким честолюбием и стремлением к общественному признанию. Поэтому для контроля за своими побуждениями их можно ставить в условия соревновательности. А для направления активности в позитивное русло — давать по возможности ответственные поручения, позволяющие им подвигаться вперед.

Необходимо учитывать стремление агрессивных подростков к лидерству и возможность перерастания его в отрицательное лидерство. Поэтому необходимо учитывать, что лидерство обладает большим развивающим потенциалом. Педагог должен помочь ребенку найти конкретную область лидерства и осуществить свои устремления.

По возможности необходимо выработать у подростка любовь к себе. Любовь к себе — это чувство собственного достоинства, осознание собственной ценности и собственной уникальности, вера в свои возможности.

Но как же обстоят дела с любовью к себе у подростков? Исследования показывают, что у значительного количества подростков она отсутствует. Причем это является проблемой именно для трудных подростков.

Так, исследование самооценки подростков-девиантов, проведенное Т. Соколовой, показало, что у трудных подростков она снижена по сравнению с остальными. При этом трудные школьники жалуются на то, что окружающие не замечают в них хороших качеств, а видят только негативные, называя их лентяями, ослами, дураками, тупыми, грубыми, задирами.

Таким образом, крайне необходимо, чтобы педагоги умели видеть у подростка трудности в принятии самого себя.

Прежде всего, подросток должен чувствовать себя принятым педагогом. Об этом уже говорилось ранее. Нужно постараться довести до сознания подростка то, что его принимают. А для этого по возможности акцентировать его внимание на тех позитивных качествах и поступках, которые педагог в нем замечает.

К сожалению, традиции воспитания таковы, что взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках подростков, а не на достоинствах. Е.В. Сидоренко объясняет это тем, что у большинства взрослых существуют так называемые «запреты на поглаживания»: они испытывают трудности при высказывании положительных оценок. Действительно, многие люди очень легко формулируют недостатки другого, но бывают очень смущены, если ситуация вынуждает их вслух называть его достоинства. Следствием этого является неумение и самого подростка словами «погладить» кого-то. К примеру, во время наших занятий очень многим сложно было выполнить такое задание: подойти к партнеру и, глядя ему в глаза, закончить фразу «Мне в тебе нравится...»

Поэтому будет полезным применение педагогами так называемых воодушевляющих высказываний. Главная цель подобных высказываний — построить такие отношения с ребенком, в которых признаются и подкрепляются его усилия, направленные на самопонимание и самоутверждение. Важно отметить, что при этом отсутствует оценка, а общение строится не по типу Родитель — Ребенок (по Э. Берну), а по типу Взрослый — Взрослый. Такие воодушевляющие высказывания ни в коем случае не являются похвалой, которая всегда имеет оценочный характер и производится из родительской позиции.

Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я уверен, что ты сможешь сделать это», «Я вижу, как ты напряженно работаешь», «Когда ты об этом говоришь, создается впечатление, что тебе нравится работать над задачей», «Ты сам нашел способ сделать так, чтобы все получилось» и т.п.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОЦЕНКИ

Также очень важно подчеркивать ценность собственного мнения подростков, его право на точку зрения, отличную от взглядов окружающих. Педагоги должны уметь проявлять внимание к любому мнению подростка. При этом необходимо замечать не только тех, кто высказывается без дополнительного побуждения, но и тех, кто держит свое мнение при себе. «Стоит подбодрить таких подростков: «Ты ничего не говоришь, но ведь и у тебя есть собственное мнение. Подросток, к которому обращаются таким образом, убеждается, что его мнение тоже что-то значит для учителя».

Необходимо сказать немного и об оценивании подростков. Они с особой остротой воспринимают несправедливость оценки, долго помнят ее, обижаются на педагога и нередко мстят ему. Причем, возможно, педагог и прав, а его оценка соответствует реальной ситуации. Поэтому педагог должен уметь обосновать свою оценку и критерии ее выставления, чтобы подросток его понял. Следует учитывать, что дети воспринимают даже школьную отметку как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда.

Получила «три», а весь вечер готовилась. Хотя я совершенно уверена, что отметка поставлена несправедливо .Иванову, этому бездельнику, тоже «три» поставили. Но ведь мои знания и его — это совсем разные вещи. Он сказал два предложения, а и уже получил оценку. Лена, 15 лет.

«Им нравится говорить, что я — вот такой плохой. А они все — хорошие. А я ничего не могу, ничего не умею. Но почему? Если я плохой ученик, это ведь не значит, что я плохой человек». Павел, 14 лет.

Необходимо четко объяснять подростку, за что ему ставится та или иная отметка. Чувство обиды и унижения вызывает у подростка сопоставительное оценивание, когда его успехи сравниваются с успехами товарища.

Известно, что в подростковом возрасте частично разрушается личностная целостность за счет быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии, мышлении и т.п. Это может сопровождаться снижением самооценки, нарушением телесного самовосприятия, некоторым повышением тревожности. Поэтому особую остроту для подростка приобретает поддержка родителями его временно ослабевшего «Я» через удовлетворение потребности в любви и принятии. Соответственно перед родителями встает задача полного удовлетворения этой потребности своего ребенка, причем для этого иногда требуется вернуться к средствам, традиционно применяемым по отношению к маленьким детям: обильным словесным и тактильным поглаживаниям.

ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ

Таким образом, педагогу, по возможности, нужно убедить родителей, что основа их помощи — не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему.

Понятно, что многим родителям это покажется странным и достаточно трудным, тем более что и сам подросток не всегда готов к этому. Порой он напоминает ощетинившегося щеночка: «Не подходи — укушу». Поэтому многим родителям придется проявлять свою любовь «маленькими шажками». Но при всей трудности этого процесса, он жизненно необходим подростку.

Однако при этом важно, чтобы подросток имел возможность не только принимать любовь, но и отдавать ее. Нужно ставить подростка в такие ситуации, в которых он сможет заботиться о ком-то, помогать, то есть действенно проявлять свою взрослость.

Важнейшая потребность в подростковом возрасте — удовлетворение потребности в самораскрытии. Раскрывая себя другому, подросток открывает себя сам. Можно предположить, что самораскрытие является преддверием внутреннего диалога. Однако внутренний мир подростка очень хрупок, этот мир является для него некоторым интимным таинством. Поэтому существует в этом возрасте риск самораскрытия, то есть выраженной защиты подростками своего внутреннего мира, в особенности от взрослых.

 Подросток должен иметь возможность говорить с родителями на любые темы, которые его волнуют. Но он будет это делать только в том случае, если уверен, что не встретит резкого осуждения своих взглядов, стиля поведения, одежды, друзей. Родители вправе думать по ряду вопросов по-другому, но и подросток может иметь собственное мнение, которое с уважением должно быть выслушано родителями.

Главная задача родителей — способствовать становлению зрелой самостоятельности подростка. При этом самостоятельность на практике нередко по-разному понимается родителями и самими подростками, что может являться причиной конфликтов между ними. Родители обычно имеют в виду в основном обязанности подростка (самостоятельно убрать квартиру, постирать и т.п.), подростки — в основном права (самостоятельно выбирать одежду, время сна, прихода домой и т.п.). В деятельность, которая самостоятельно выполняется подростком, должны равномерно включаться действия, отражающие как его права, так и обязанности. Это поможет избежать конфликтов между родителями и подростками, а также будет способствовать становлению у детей зрелой самостоятельности.

КАК УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА?

Итак, мы определили основные направления помощи родителей подросткам. Однако, как сделать, чтобы родители «услышали» педагога?

Посмею предложить педагогам использовать метод «Чужие рассказы». Педагог читает родителям протоколы бесед подростка с психологом. Он предлагает родителям взглянуть на трудности ребенка глазами самих подростков и обсудить возможные ошибки их родителей. При этом обязательно подчеркивается, что нередко родители совершают ошибки не потому, что не любят своих детей, а наоборот, слишком их любят, но не всегда знают, как лучше поступить.

Подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл и позднее явится причиной разного рода страданий: чувства одиночества, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.


Микрорайон


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?