Яндекс.Метрика

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов



Поиск по сайту





Организация питания

Уважаемые выпускники, родители и учителя!

Министерство образования и науки Республики Башкортостан сообщает, что в рамках подготовки к ЕГЭ и ОГЭ продолжается работа официального образовательного портала Электронное образование Республики Башкортостан (https://edu.bashkortostan.ru).
В разделах «Подготовка к ЕГЭ» и «Подготовка к ОГЭ» данного портала размещены материалы для подготовки к сдаче экзаменов и ссылки на онлайн-консультации с экспертами предметных комиссий Республики Башкортостан по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по всем учебным предметам. С 1 апреля 2024 года возобновляются онлайн-консультации по всем учебным предметам с участием лучших преподавателей ВУЗов и школ республики – председателей и членов республиканских предметных комиссий Республики Башкортостан с трансляцией на Yotube-канале:
- ЕГЭ – каждый вторник и четверг с 15.00 ч. до 17.00 ч. (по графику с 02 апреля по 25 апреля 2024 года);
- ОГЭ – каждую среду и пятницу с 15.00 ч. до 17.00 ч. (по графику с 03 апреля по 26 апреля 2024 года).
Все желающие (выпускники, учителя и родители (законные представители) могут задать вопросы, которые вызывают у них затруднения в процессе подготовки к экзаменам, или направить их в ходе проведения онлайн-консультации либо на адреса электронной почты:
по ЕГЭ – gia11@rcoi02.ru
по ОГЭ – gia9@rcoi02.ru.
Убедительная просьба: писать вопросы корректные, относящиеся к проведению экзаменов.

Советы родителям

 

 

 

Психология добра и зла

Родители и будущие родители ПРАВИЛЬНО воспитывайте своих детей. Дарите им ЛЮБОВЬ и заботу, учите добру на своем примере. Иначе закомплексованные, обиженные дети, вырастают садистами и всю свою агрессию вымещают на беззащитных животных и в последствии людях.

Одной из форм деструктивной агрессивности является садизм, основу которого составляет страсть или жажда власти, абсолютной и неограниченной власти над живым существом. Заставить кого-то испытать боль и унижения, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться, - это проявления абсолютного господства. Если у человека в обыденной жизни нет радости, то ощущение абсолютной власти над живым существом, чувство своего могущества создает иллюзию возможности преодоления преград. По своей сущности садизм - это превращение немощи в иллюзию всемогущества, иными словами - это духовное уродство.

Факторы, способствующие развитию садизма, - это все те обстоятельства, которые дают ребенку или взрослому ощущение пустоты и беспомощности. Ребенок, не склонный к насилию, способен стать садистским подростком или взрослым, если появятся новые обстоятельства, вызывающие страх. В зависимости от темперамента ребенка страх перед наказанием может стать доминирующим моментом в его жизни. Его чувство целостности способно постепенно надломиться, а чувство собственного достоинства - рухнуть.

Другой фактор, приводящий к утрате жизненных сил, связан с ситуацией душевного обнищания. Если ребенок не получает положительных стимулов, если живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты, то он внутренне "замирает". И тогда в его душе поселяется чувство отчаяния и полного бессилия, ведущее к формированию садистского характера.

Воспитывайте детей с раннего детства! Пресекайте любую жестокость по отношению к животным!

Дети более жестоки по отношению к животным. Просто потому, что не понимают своей силы и могут даже травмировать и убить животное.

Животные создают положительное влияние на ребенка, развивают в нем ответственность, заботу о ближнем и навыки общения.

Объясните ребенку, что не стоит раздражать и обижать животное. Не разрешайте крохе мучать любимцев: таскать кошку или собаку за хвост или лапы, также не позволяйте ребенку лезть пальчиками в уши и глаза питомца. Не забывайте крохе читать книги о животных, сказки, учить его ухаживать и заботиться о любимце и играть с ним.

Огромное влияние на поведение и характер маленького ребёнка оказывают окружающие его люди и их действия. Если в вашей семье есть старший ребёнок, который проявляет жестокость, например, к домашним животным, то и младший скорее всего будет вести себя так же. У подрастающего малыша перед глазами должно быть больше положительных, чем отрицательных примеров. Проявляйте милосердие, доброту и заботу сами и учите этому своих детей.

Не забывайте, что домашние любимцы и дети могут стать очень хорошими друзьями, но для этого вам нужно уделять внимание не только своему ребенку, но и домашнему любимцу. Старайтесь всегда налаживать контакт между ними.

Если вовремя не отреагировать на проявление жестокости, то ребенок вырастет садистом и живодером.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?

· С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное - формировать способность к сочувствию и сопереживанию.

· Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен.

· Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.

· В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости – ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!

· Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.

· Четко определите рамки дозволенного. В случае нарушения правил всегда должно следовать наказание, но не давите авторитетом, объясните свое решение.

· Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребенка могут стать необратимыми.

· Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.

· Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.

· Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

· Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимание или превратить происходящее в шутку и др.).

· Любому подростку требуется ваша убежденность: "Ты — сильный!" Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

· Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, жестокими бывают редко. Постарайтесь всегда поддерживать доверительные отношения.

Забота о ребенке (подростке) не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а внимание к его проблемам (какими бы незначительными они вам ни казались), раскрытие и развитие его талантов (а ими обладает каждый ребёнок), общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей - научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.

"Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей." Махатма Ганди

Запомните, ребенок вернет вам то, что вы вложите в него в детстве. Либо это будет любовь и милосердие, либо жестокость и отсутствие сострадания. Выбор за вами.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА В ЛЮБВИ И СПОКОЙСТВИИ: 37 СОВЕТОВ 

 Ваш ребенок не несет ответственности за вашу реакцию. Если вы подвержены стрессу, вы поддаетесь злости, а это вовсе не правильно. Вы можете воспитывать ребенка более эффективно и делать это радостно, демонстрируя ему спокойствие и любовь.

 Для того чтобы исправить свой ответ на поведение ребенка, прежде всего, необходимо взять на себя ответственность за свое собственное поведение.

 Обращайте внимание на свое поведение, чтобы определить, каким образом вы приходите к нежелательным результатам в воспитании.

 Начните с восстановления своего душевного равновесия. Для того чтобы воспитывать ребенка мирными и ласковыми способами, вам необходимо правильно питаться, заниматься физическими упражнениями, медитировать или расслабляться, делать все для поддержания хорошего эмоционального состояния. Вы должны вести себя спокойно и уверенно.

 Для того чтобы избавиться от стресса и злости в ответ на поведение вашего ребенка, старайтесь делать все без спешки. Чем больше вы спешите, тем скорее вы сведете себя с ума.

 Дети могут воспринимать ваши требования либо медленно, либо вообще никак. Если вы будете давить на них, стараясь ускорить их действия, вы лишь добьетесь обратного эффекта.

 Спокойные дети ведут себя лучше, чем дети, постоянно подвергающиеся стрессу. Ваше состояние влияет на состояние вашего ребенка. Чем спокойнее вы будете взаимодействовать со своим ребенком, тем спокойнее будет он сам.

 Вы не сумеете научить своего ребенка контролировать свои действия, если вы не в состоянии контролировать свои.

 Взяв на себя заботу о ваших отношениях с ребенком, вы возьмете на себя также и заботу о себе.

 Когда ребенок провоцирует вас, у него находится контроль над ситуацией. Самоконтроль в любой ситуации начинается с контроля над вашей реакцией.

 Следите за тем, что вы говорите своему ребенку. Если вы говорите ему: "Ты меня злишь. Ты делаешь все слишком медленно. Ты заставляешь меня кричать", вы позволяете ему управлять ситуацией и отвечать за ваше поведение.

 Ребенок был послан в вашу жизнь свыше, и сейчас настало время для самосовершенствования.

 Когда вы теряете терпение и уравновешенность в ответ на поведение ребенка, вы утрачиваете свою власть.

 Старайтесь справляться со всем мирным и спокойным путем. Через мир с собой вы сумеет постичь мудрость и любовь, необходимые для воспитания.

 Постепенно вы придете к спокойствию. Вас должны удовлетворять малейшие шаги на пути к мирному урегулированию ситуаций. Когда вы выходите из себя, вы тратите время зря.

 Ваш злой ответ ребенку выражает то, как неправильно вы справляетесь с тем, что происходит, соответственно демонстрируя отсутствие уважения к себе.

 Детям необходима мирная, гармоничная обстановка для того, чтобы демонстрировать свое хорошее поведение и положительное, уважительное и теплое отношение. Поэтому, когда вы реагируете на поведение ребенка со злостью, вы подрываете его уверенность в том, что он сможет вести себя лучше.

 Злость, стресс, мольба, споры, крики - наиболее неэффективные способы воспитания. Они могут стать для вас альтернативными способами воспитания.

 Детям необходимо знать границы дозволенного поведения. Но они не сумеют осознать наличие этих границ, если вы станете устанавливать их неправильным путем.

 Важно понимать, что если ваша реакция обидела бы вас, то она наверняка обидит и того, на кого она направлена. Как только вы начнете следить за своим поведением, вам удастся установить необходимые границы в воспитании.

 Если вы со злостью реагируете на поведение своего ребенка, вы устаете и огорчаетесь. Вы сами виноваты в этом, а не ваш ребенок. Ваше негативное влияние может еще больше усугубить ситуацию.

 Проанализируйте то, как вы думаете о своем ребенке. Если ваши мысли приводят вас к злости и стрессу, то именно ваши мысли, а не ребенок, являются причиной проблемы.

 Ваши мысли имеют склонность претворяться в жизнь. Думайте, что ваш ребенок именно таков, как вам хочется, а также думайте о том, какими методами вам хотелось бы воспитывать его.

 Мудрость заключается в том, чтобы устранить проблему, а не усугубить ее. Если ваш ребенок ведет себя неправильно, своим стрессом, недовольством и злостью вы лишь усугубите сложившуюся ситуацию.

 Для того, чтобы изменить свою реакцию в ответ на поведение ребенка, вам необходимо, прежде всего, прекратить обвинять ребенка в своем поведении.

 Ваша злость и стресс в ответ на действия ребенка показывают, что вы слишком давите на себя, а затем срываете злость на ребенке. Если вы будете заботиться о себе, поведение вашего ребенка перестанет казаться вам плохим.

 В случае, если вы не знаете, как справиться с поведением ребенка, просто понаблюдайте, расслабьтесь и не теряйте уверенности в себе. Рассматривайте ситуацию разумно, и какое-нибудь конструктивное решение непременно придет вам на ум.

 Прежде, чем вы сумеете заполучить контроль над ситуацией, вам необходимо понять, каково же не владеть ситуацией совсем. Если вы потеряли контроль над тем, что происходит, пусть все идет естественным путем.

 Не стоит уделять слишком много внимания на поведение, которое вас раздражает. Наоборот, следует концентрироваться на том поведении, которое вам нравится.

 Не нужно бороться с плохим поведением своего ребенка. Наоборот, необходимо предпринять конструктивные меры, чтобы добиться от своего ребенка желаемого поведения.

 Наиболее важным элементом хорошего поведения ребенка являются теплые, надежные отношения с родителями, в которых проявляется взаимное уважение. Своей злостью вы не позволяете наладить подобные отношения.

 Для того, чтобы изменить поведение своего ребенка, демонстрируйте ему свое хорошее поведение.

 95% всех ваших действий, направленных на улучшение поведения ребенка, должны быть положительными, любящими и даже шутливыми.

 Если вы постоянно думаете о том, как вы страдаете, и воспринимаете себя как великого мученика, вы утрачиваете свою власть и самоуважение в воспитании. Прекратите воспринимать себя как жертву, и научитесь наслаждаться собственными победами.

 Если вам необходимо проявить твердость, проявляйте твердость без вовлечения эмоций. Налагая на ребенка ограничения в чем-либо, проявляйте при этом доброту. Будьте последовательны, и ваш ребенок без труда поймет, чего вы от него требуете.

 Когда вы выходите из себя, вы утрачиваете опыт воспитания. Злость и гнев взаимодействуют с плохим поведением ребенка точно так же, как например бензин взаимодействует с огнем.

 И, наконец, вам необходимо верить, что вы сумеете преодолеть все. Вы сумеете воспитать своего ребенка в любви без вовлечения злости и стресса. Если есть желание, есть и возможность.

7 ФРАЗ, КОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОВОРИТЬ СВОИМ ДЕТЯМ

Существует много способов сказать «я тебя люблю» своим детям, не произнося при этом ни одного из этих маленьких, но очень значимых слов. Ниже описано семь самых удачных альтернатив, которые, к тому же, помогут воспитать в ребенке выносливость и жизнерадостность, необходимую для преодоления всех испытаний судьбы.
Ведь, нужно признать, как бы мы не старались пройти свой путь без единой задоринки, жизнь все равно преподносит нам массу сюрпризов.

Это не значит, что вы должны буквально произносить каждый день следующие семь фраз, слово в слово. Нет, пользуйтесь ими исходи из ситуации, и главное – старайтесь не просто говорить, а показывать это своим детям.
1. «Я верю в тебя»
Одна женщина поделилась своей забавной историей на эту тему. Она говорила своему трехлетнему сыну «Я верю в тебя», и, очевидно, эта вера вернулась к ней, словно бумеранг.
Однажды она долго искала свои ключи от квартиры. В определенный момент она просто завалилась на диван в отчаянии, что не может их найти. Вдруг она почувствовала, как кто-то дергает ее за штанину: «Мамочка, я знаю, ты можешь найти свои ключи. Я верю в тебя!»
Эти слова будто бы открыли ей второе дыхание. Она отодвинула комод – эврика! Ключи найдены.
Действительно, фраза «я верю в тебя» имеет по-настоящему мотивирующую силу!
2. «Никогда не сдавайся»
Этой фразой можно подбодрить ребенка, разрядить обстановку, произнеся фразу в возвышенном, слегка игривом тоне. Вы должны подтолкнуть его искать выход из ситуации.
Как пример можно описать историю той же женщины и ее трехлетнего сына. Когда они вместе собирали пазлы, малыш усердно пытался всунуть один пазл в неподходящий участок картинки, при этом повторяя: «Никогда не сдавайся! Никогда не сдавайся!»
Мама поправила его: «Ты не должен сдаваться, но, возможно, сейчас ты делаешь что-то неправильно. В таком случае тебе нужно остановиться, обдумать свои действия, и разработать новую стратегию. Если ничего не меняется, несмотря на твои старания, тебе необходимо найти другой путь достижения цели – придумать новую стратегию, чтобы получить желаемый результат».
Нужно объяснить ребенку, как важно не сдаваться, а также, что нужно быть открытым для новых решений.
3. «Мы учимся в процессе»
Ваш ребенок должен понять, что трудности и ошибки – это нормально. Постарайтесь научить его не расстраиваться из-за небольших оплошностей. Важно напоминать ему об этом не только в моменты поражений, но и перед важными, ответственными событиями и решениями в его жизни.
4. «Каждый профессионал когда-то был учеником, как ты сейчас»
Очень важно время от времени напоминать вашему чаду, что каждый непревзойденный в чем-либо человек не был таковым в начале своего жизненного пути.
Пускай ваши дети растут с пониманием того, что ошибаться – это нормально. Проигрывать – это нормально. Бороться – это нормально. НЕнормально думать, что ошибки, поражения и борьба – это перманентные вещи бытия. Ребенок должен понять, что это только мост для переправы к своей цели, к своей непревзойденности. Дайте понять своему ребенку, что терпение, настойчивость и старания куда более важны, нежели совершенство.
5. «Поражение – это не выбор»
Говорите со своим ребенком о том, что значит эта фраза. Объясните, что он должен добиваться своего, любой опыт воспринимать как урок, и видеть в этом не поражение, а новые возможности для своей «учебы» и новые стратегии.
Поражение не может быть выбором. Выбор – это учиться, расти, отпускать то, что мы переросли, любить себя за настойчивость и верить в свои силы.
6. «Ты должен учиться на каждом синяке и каждой ссадине»
Каждый раз, когда ваш ребенок делает что-то не так, попадает в неприятную ситуацию, спрашивайте его, чему он научился на этом опыте. Поговорите с ним об этом, объясните, что мы все учимся на своих ошибках, проколах, синяках и ссадинах. Научите его делать выводы из каждой ситуации.
7. «Ты в безопасности. Ты окружен любовью и заботой»
Вы можете вспомнить момент из своего детства, когда вы чувствовали себя в безопасности, чувствовали любовь и заботу вокруг? Это моменты спокойствия и тепла, гармонии со всем, что окружает ребенка.
Крайне важно растить ребенка в атмосфере любви и заботы, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Это позитивно влияет на его самооценку, помогает ему стать сильнее и храбрее.
Каждый вечер, когда вы укладываете свое маленькое сокровище спать, говорите ему: «Ты в безопасности. Ты окружен любовью и заботой». Говорите эти слова нежно и спокойно, чтобы они запомнились ему, и сопровождали как эхо даже во взрослом возрасте, чтобы он мог их вспомнить в моменты стресса и трудностей.

О ДЕТСКОМ ГНЕВЕ...

Почему они превращаются в разгневанных взрослых? Главной причиной детского гнева является отсутствие уверенности в том, что они любимы. Дети инстинктивно знают, что им нужна любовь. Также они знают, что именно родители могут дать им эту любовь.
Большинство детей не могут ясно это сформулировать, но они знают, что не могут существовать без чувства безопасности, которое дает безусловная любовь. Однако немногие чувствуют, что родители искренне любят и заботятся о них.
Поскольку дети инстинктивно понимают, что дар любви должен исходить от родителей, то, лишившись этого дара, они будут испытывать гнев. Конечно, гнев или ярость ребенка могут вызывать и другие конкретные причины: разочарования, конфликты, плохое или жестокое обращение, страхи, потери и так далее. Однако в большинстве семей дети не чувствуют, что их любят. Многим родителям с трудом удается это понять, ведь на самом деле они искренне любят своих детей. Как можно объяснить эту разницу в восприятии?

Дело в том, что немногие родители умеют передать свою любовь в сердце ребенка. Большинство из них считает, что для ребенка вполне
достаточно сказать “Я люблю тебя” и таким образом передать ему свою любовь. Но этого далеко не достаточно.Дети ориентированы на поведение, поэтому родительская любовь должна проявляться в делах и поступках. Если ребенок не ощущает себя любимым, это сдерживает развитие его как личности. В результате он продолжает испытывать гнев по отношению к своим родителям. Этот гнев мешает развитию ребенка, а в будущем отразится на его поведении, когда он станет взрослым.
Возможно, следующий пример поможет вам ощутить разницу между словесной и поведенческой ориентациями. Когда моему младшему сыну, Дейлу, было пять лет, мне пришлось на время уехать из города. Иногда я звонил домой и говорил своей жене: “Я просто хотел сказать, что люблю тебя”. От этого она чувствовала себя самой счастливой молодой женщиной во всем Теннеси. Но если бы я застал Дейла и сказал ему то же самое, то он, вероятнее всего, ответил бы так: “Ясно, пап, но зачем ты позвонил?”Словесное выражение любви много значило для Пэт, но не для Дейла. Ребенок был ориентирован на поведение. Чтобы передать ему мою любовь, я должен был, возвратившись домой, выразить это своим поведением.

Почему, сталкиваясь с критической ситуацией, мы проявляем гнев? Мы делаем это, чтобы справиться с внутренними и внешними источниками боли, огорчения или угрозы и поддержать уровень внутренней боли на абсолютном минимуме. Нельзя сказать, что способы выражения гнева у детей и взрослых целиком и полностью различны. Да, у взрослых они более разнообразны — это и физическая сила, и более широкий словарный запас. Но если вы посмотрите на разгневанного взрослого, то легко представите себе восьмилетнего ребенка. И эта картина удивительно правдоподобна, потому что часто гнев стирает различие между взрослыми и детьми. Взрослые, выражая гнев, опираются на силу. Дети это делают с позиций зависимости и незрелости. Они более сообразительны в выборе всевозможных средств.

Когда вы чувствуете себя рассерженным, то обычно, хоть и не всегда, знаете, что обстоит не так и что вы хотели бы изменить. Когда сердится ребенок, то он не всегда отдает себе отчет, в чем же причина гнева. Поэтому вам надо задать себе вопрос: "Что беспокоит ребенка? Чего он хочет? Выполнимо ли это? Разумно ли это? Причинил ли кто-нибудь страдание или огорчение ребенку?"

Часто желание ребенка не является разумным и возможными. Он стремится быть старше, или обладать большей властью, или пользоваться большей свободой действий, или иметь больше денег. Его поведение может отражать гормональные изменения в организме. Может быть, с ним несправедливо обошлись посторонние люди или он хочет пользоваться теми же преимуществами, что и некоторые из его друзей.Если, однако, вы знаете, что стало причиной боли или огорчения, и если — упаси Бог! — этой причиной стали вы, то попытайтесь разобраться, в чем дело. Сделайте все возможное, чтобы исправить ситуацию. Расти — это уже само по себе достаточно трудно. И совсем ни к чему, чтобы люди, которых мы любим, препятствовали этому.

ИГРЫ, КОТОРЫЕ УЧАТ РЕБЕНКА ДОБРОТЕ

Игры для детей существуют самые разные – одни развивают память, другие речь малыша, третьи воображение. В этом множестве существуют игры, развивающие нравственные качества ребенка и помогающие ему отличать плохие поступки от хороших.

►«Копилка добрых дел»
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

►«Выбрасываем злость»
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

►«Ласковые имена»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

►«Комплименты»
Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

►«Пирамида любви»
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

ПОЧЕМУ НИКОГДА НЕ НУЖНО БИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ


Кто из вас ни разу не наказывал своего ребенка или хотя бы, не накричал? А почему так происходит?

В нашем обществе, где приняты за основу гуманные ценности, до сих пор сильны традиции «кнута и пряника». С давних времен было принято обязательно наказывать розгами за малейшее непослушание. Даже в Библии есть фраза на эту тему: «Плох тот отец, который жалеет розги своему ребенку». Ведь даже наследные принцы не избежали пощечин и битья.

Система воспитания поменялась уже в ХХ веке. Психологи, изучая жизнь преступников, повели, что большинство из них страдало он недостатка любви и ласки в детстве. Поэтому сейчас идет отказ от физических наказаний в пользу диалога на равных.

Но почему так трудно отказаться от старых привычек? А оказывается, что заложено в нас нашими же родителями, которых в свое время пороли ремнем их родители. Вот и получается, что став родителями, мы подсознательно копируем модель поведения предков.

Почему говорят родители про своего ребенка: «Он стал неуправляемый и по-другому не понимает»? Милые мои, да вы сами так растили. Вспомните, вам было некогда поговорить с дитем, вы, просто проходя мимо, шлепнули по попе и сказали: «Нельзя». Или долго и нудно говорили, что он сделал плохо, и не сдержавшись, стали размахивать ремнем.

Не смог маленький человечек понять, что такое увлекательное занятие, как рисование на обоях новыми карандашами, смешивание всех видов круп и варенья на кухонном полу, или лепка из пластилина на новом персидском ковре почему-то вам не понравилось. Ведь может быть, он готовил для вас подарок.

А как часто вы наказываете своего ребенка? Систематическое и частое наказание приводит к тому, что ребенок даже не пытается понять, за что его наказывают, он принимает побои как должное, и у него появляется отторжение и нежелание вообще слушать и воспринимать родителей.

Остановитесь! Систематическое наказание не выполняет никакой воспитательной функции. Ведь самое главное – любить своих детей. Принимайте их такими, какие они есть. Говорите с ним и на равных, чаще обнимайте и ласкайте. Только тогда вы вырастите человека, который будет способен ан проявление любви к другим.

Именно вы показываете ему модель поведения. Ведь то, что заложено в раннем детстве, откладывается на всю жизнь. А потом идет подсознательное копирование поведения вас в воспитании собственных детей.
отношений между родителями и детьми исчезают доверие и откровенность, их сменяют равнодушие, отчуждение, а нередко и открытая враждебность. 


Когда дети становятся взрослыми, родители часто пытаются вернуть утраченную близость и взаимопонимание, но ребенок, чаще всего уже не нуждаясь в этом, не идет на контакт, доверие не восстанавливается, близость не возникает. 

Подавляя волю ребенка, не умея и не желая слышать детей, расценивая как капризы детские желания и стремления, не считаясь с ними, не позволяя ребенку поступать по-своему, родители создают прочный фундамент для будущих проблем как в отношениях со своими детьми, так и для самих детей. 

Лишенный права на самостоятельные поступки и ошибки, дающие возможность приобрести свой опыт, ребенок не сможет стать сильной личностью с развитым чувством ответственности за себя и других, не будет способен сам принимать решения и реализовывать их.

О РОДИТЕЛЬСКОЙ СИЛЕ И БЕССИЛИИ

Когда мы наказываем ребенка в сиюминутном порыве эмоций, со злобой в сердце, мы расписываемся в собственном бессилии как старших. Именно поэтому впоследствии возникает чувство вины - как показатель того, что мы неправильно распоряжаемся данной нам ответственностью за детей. Никакого урока из этого ребенок не вынесет. Разве что сделает вывод о том, что физическая сила побеждает разум. 
Я уверена, что родители, которые входят в наше сообщество, пользуются своей властью во благо. Пусть текст ниже будет напоминанием для тех, кто в пылу гнева и обиды может совершить поступок, о котором будет жалеть.

***

Отчего-то родителям неочевидна простая мысль о том, что любовью и пониманием можно действовать легче, чем манипуляциями и любым наказанием. При том, что всякий взрослый ждет в отношении себя от окружающих доброго (и своих собственных детей!) приятного обращения, знаков внимания и любви, желает быть выслушанным, понятым и нередко прощенным. Никто из родителей ни в малейшей степени не желает быть наказанным за свои ошибки, неудачи и просчеты, коих в жизни каждому случается совершить немало. 

Тем не менее, своим родным детям те же взрослые отказывают в мягком и снисходительном отношении, обрушивая на них тяжесть упреков, оскорблений и наказаний. Задумываются ли родители над тем, что ребенок чувствует в такие минуты?

Обида, гнев, яростный протест охватывают душу ребенка, когда его подвергают наказанию. Но самое разрушительное чувство из всех – это страх, спутник беззащитности. Ребенок, даже самый маленький, понимает, что он бессилен отвратить от себя наказание, объяснить недовольным и разгневанным родителям мотивы своих поступков или причину своей провинности: его никто не слышит и не желает слышать, ему выносят приговор и подвергают наказанию. С каждым грубым словом, шлепком, ударом или запретом в душу ребенка вползает, как змея, и свивает там гнездо на долгие годы страх – леденящий и терзающий, уродующий личность и характер. 

Поселившись в детской душе, страх долго не покинет ее. Под влиянием страха ребенок начинает изобретать способы избежать наказания, уменьшить его или хоть немного отсрочить. И первым спасительным средством становится ложь. Маленькая и побольше. Чем лучше она выручает, тем чаще к ней прибегают, и вот уже ложь становится привычкой. Под руку с ложью приходят лицемерие и хитрость, а от них и до подлости один шаг. Из отношений между родителями и детьми исчезают доверие и откровенность, их сменяют равнодушие, отчуждение, а нередко и открытая враждебность. 

Когда дети становятся взрослыми, родители часто пытаются вернуть утраченную близость и взаимопонимание, но ребенок, чаще всего уже не нуждаясь в этом, не идет на контакт, доверие не восстанавливается, близость не возникает. 

Подавляя волю ребенка, не умея и не желая слышать детей, расценивая как капризы детские желания и стремления, не считаясь с ними, не позволяя ребенку поступать по-своему, родители создают прочный фундамент для будущих проблем как в отношениях со своими детьми, так и для самих детей. 

Лишенный права на самостоятельные поступки и ошибки, дающие возможность приобрести свой опыт, ребенок не сможет стать сильной личностью с развитым чувством ответственности за себя и других, не будет способен сам принимать решения и реализовывать их.

Как не потерять родительский авторитет.

Для маленького ребенка родители – кумиры, которым он подражает. Но это не навсегда, дети быстро вырастают и тянутся к другим идеалам. Поэтому у тебя не так уж много времени, чтобы укрепить свой авторитет и показать своим детям, что ты – самая справедливая, мудрая и лучшая мама на свете.


1. Однажды великий писатель и ученый Умберто Эко сказал, что наибольшее воспитательное значение для ребенка имеет то, что он слышит от родителей, когда они его не воспитывают; роль второстепенного огромна.
Золотые слова. Ты можешь казаться ребенком самой мудрой мамой на свете, когда разговариваешь с ним. Но если он услышит, как ты грубишь своей матери или как ты выражаешься в порыве ссора с мужем, твой авторитет померкнет.

2. Не обманывай ребенка, ибо когда он поймет, что мелкой ложью родители облегчают себе жизнь, он перестанет им верить. Старайся быть честной мамой даже в мелочах. Особенно в мелочах. То, что кажется мелочью для тебя, для ребенка может быть очень важным.

3. Не пугай ребенка папой. Не говори ему «Вот придет отец, я ему расскажу, как ты себя вел». Ребенок быстро сообразит, что пока папы дома нет, можно вести себя как угодно, и вообще перестанет тебя слушаться.

4. Однажды происходит чудо, и ребенок сам начинает задаваться вопросами. И даже тогда, — не давайте ему готовых ответов. Готовые ответы никому не помогают; готовые ответы глупы и тупы. Помогите ему стать более разумным. Вместо того чтобы давать ему ответы, дайте ему ситуации и вызовы, чтобы его разум обострялся, и он спрашивал глубже, чтобы вопрос проникал в самое его ядро, чтобы вопрос становился вопросом жизни и смерти. (Ошо)

5. Перед тем, как наказать ребенка, будь уверена на 100%, что он заслужил наказание. Если ты накажешь ребенка незаслуженно, он может закрыться и затаить обиду на долгое время.

6. Часто родители просто ради развлечения рассказывают своим знакомым о том, что сынишке понравилась в детском садике девочка, или о том, как дочка повесила над кроватью плакат какого-то певца. Может это и мило слушать, но если ребенок считает, что доверил тебе секрет, держи язык за зубами. Если твой малыш узнает, что ты смеешься над ним, это очень его заденет.

7. Карл Юнг однажды сказал, что самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, – это не прожитая жизнь его родителей. Не стоит заставлять ребенка воплощать в жизнь твои мечты. Лучше научи его слушать и слышать себя и понимать, чего хочет он.

8. Не меняй своих решений сиюминутно. Если по каким-то причинам ты запретила ребенку смотреть телевизор, на его просьбы не отвечай: «Ну ладно, немножко можно». Не иди на поводу у его слез. Если ребенок рыдает и просит тебя купить ему новую игрушку, не покупай, иначе он поймет, что слезы – отличный способ достичь желаемого. В общем, будь человеком своего слова, иначе ребенок не будет тебя уважать и сядет на голову.

9. Пусть ребенок чувствует твою готовность прийти на помощь. Но не стоит вмешиваться в его дела, пока он все может сделать сам.

10. «На свете мало вещей важнее, чем стать частью детства своих детей. Какой смысл взбираться по ступенькам успеха, если ты пропустил первые ступеньки жизни своих собственных детей? Что за удовольствие иметь самый большой дом в округе, если ты не удосужился найти время для создания очага?» – Робин Шарма.
Будь рядом как можно чаще. Ребенок, чьи родители слишком много работают и слишком редко проводят с ним время, очень страдает. Он думает, что родители не любят его.

А напоследок – известная английская пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Будьте счастливы, дорогие мамочки, и пусть будут счастливы ваши дети.

5 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ ОТ РЕБЕНКА 

Каждый родитель воспитывает своего ребенка по-своему, и каждый считает, что поступает единственно правильным образом. Но даже если вы считаете, что нужно воспитывать ребенка как можно строже, есть вещи, которых нельзя требовать от ребенка. 

1. Нельзя заставлять ребенка есть.

В настоящее время, когда голод не угрожает нашим детям, не стоит их пичкать насильно, против их воли: это не только не принесет ребенку пользы, но и может нанести вред. 

2. Нельзя заставлять ребенка лгать.

Даже если вам кажется, что маленькая ложь «во спасение» ничего страшного из себя не представляет, помните: нужно всегда быть последовательным в воспитании. Если вы поощряете ребенка ко лжи, не удивляйтесь, если он впоследствии будет это делать снова и снова. 

3. Не заставляйте ребенка заниматься неинтересным ему делом. 

Любая деятельность должна приносить удовольствие. Если ребенок не хочет посещать секции, кружки или какие-то мероприятия - постарайтесь его заинтересовать. Занятия под давлением не принесут малышу ни пользы, ни удовольствия. 

4. Не заставляйте ребенка рассказывать вам обо всех подробностях его жизни.

У каждого человека, даже маленького, должна быть своя приватная зона. Лучше, если ребенок будет поверять вам свои секреты по собственному желанию, а не потому, что вы от него требуете предельной откровенности. 

5. Не заставляйте ребенка извиняться.

Любые извинения должны идти от чистого сердца, быть искренними. Заставляя ребенка говорить заученную фразу, не ощущая раскаяния - означает приучать его к лицемерию. Когда вы требуете от ребенка извинения перед кем-то, нужно объяснить ему, за что именно. Ребенок должен осознать свою провинность.

ОТНОСИТЕСЬ К ДЕТЯМ ТАК, КАК ОНИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖНЫ ОТНОСИТЬСЯ К ВАМ

1. Для детей лучше, если родители доступны для них.
2. Дети ведут себя хорошо, когда им известен заведенный порядок вещей.
3. Дети ощущают себя увереннее, когда им известны правила и рамки дозволенного.
4. Без правил и последовательности детям не обойтись, однако всегда должно быть место для маневра и компромисса.
5. С детьми школьного возраста гораздо легче сладить, если у них есть свобода выбора.
6. Чтобы привлечь внимание ребенка, смотрите ему в глаза, говорите с ним просто и со всей серьезностью. Покажите ребенку, что чувствуете к нему интерес.
7. Ребенок, у которого стоят над душой, резко теряет слух и «отключается».
8. Добро необходимо награждать: поощряйте хорошее поведение. Зло наказывается - плохое поведение не заслуживает совершенно никаких поощрений.
9. Наименьшие, едва заметное проявление одобрения – самый лучший способ поощрить хорошее поведение.
10. Не скрывайте от детей, что они смогли доставить вам радость. Переключите свое внимание с одних лишь недостатков, подчеркните достижения своих детей.
11. Принуждение и запугивание вызывают лишь возмущение и противодействие.
12. Если родители умеют держать себя в руках, им легче держать в руках и детей.
13. Когда в своем поведении ребенок перешел все пределы, для логических доводов настанет не самое лучшее время. В первую очередь следует привести ситуацию в нормальное состояние и взять ее под контроль.
14. Разозлившись и наказав ребенка, поспешите его простить и начать ваши с ним отношения с чистого листа.
15. Не обращайте внимания на мелкие недостатки.

ЕСЛИ РЕБЕНКА ДРАЗНЯТ

Лето - время динамичное, сплошные разъезды и новые знакомства. К сожалению, они не всегда бывают приятными, и может случиться так, что у попавшего в незнакомый коллектив ребенка появляются обидчики. Его начинают дразнить, а иногда и хуже: травить.

КТО ПРИТЯГИВАЕТ АГРЕССИЮ

Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли. А не получается! Ведь если человека легко обидеть, значит, он очень неуверен в себе - в этом и кроется главная причина его несчастий.

Робость и застенчивость берут свое начало в самом раннем возрасте, когда ребенку каким-либо способом привили мысль, будто бы он не достоин уважения. И когда в один не очень прекрасный день на такого человека начинают сыпаться удары, он с готовностью их принимает - даже не пытаясь отстаивать свой суверенитет.

В представлении людей, которые постоянно становятся мишенью насмешек, мир изначально враждебен. Эта установка в сочетании с убежденностью в собственной никчемности диктует стиль поведения, который воспринимается склонными к проявлению агрессии детьми как режим наибольшего благоприятствования для начала боевых действий.

Действительно, любитель помахать кулаками, оказавшись рядом с неуверенным в себе товарищем, тут же встречает взгляд затравленного зверька, обещающий полную капитуляцию противника безо всякого сопротивления. Стоп! Это важный момент. Не получив отпора, обидчик, скорее всего, свои вылазки повторит, а агрессивность некоторых детей обусловлена органическими поражениями мозга. Чтобы усвоить какую-либо информацию, им нужен сильный эмоциональный взрыв - например, бурная реакция окружающих на их выходки.

НЕ СПЕШИТЕ СОЧУВСТВОВАТЬ - ЛУЧШЕ НАУЧИТЕ ОБЩАТЬСЯ

Когда видишь, как дразнят ребенка, сердце разрывается. А если этот ребенок твой... Однако психологи утверждают: самое плохое, что могут предпринять взрослые в подобной ситуации - это подчеркивать слабость ребенка, оказавшегося в положении изгоя.

Девочку дразнят в школе - дома она оплакивает свою горькую судьбу вместе с бабушкой. Что совершенно недопустимо. Конечно, ребенку жизненно необходимо тепло родительского дома, чувство защищенности, но зная, что родные принимают его таким, какой он есть, с самого нежного возраста малыш должен набираться реального опыта общения с детьми. И не бояться поражений!

Не бояться упасть. Не бояться быть побитым. А при необходимости дать обидчику сдачи - юнгианская школа психологии считает такой поворот событий вполне естественным. Безусловно, не стоит подогревать ситуацию и настраивать терпящего постоянные унижения ребенка по-боевому, но он должен чувствовать свою силу, а при необходимости и уметь за себя постоять - тем более, что страх оказаться побитым нередко бывает опаснее самих побоев.

Невозможно осваивать мир, держась за мамину юбку, но родители робких детей нередко склонны оберегать своих чад от чрезмерно активных товарищей. Напрасно! Раз тенденция к боязни людей (то есть аутизации) проявилась, подпитывать ее ни в коем случае нельзя. Наоборот, надо приглашать детей к себе, а чтобы ребенок не переживал из-за возможных неприятностей, быть где-то рядом. Например, на кухне или в соседней комнате - чтобы своим присутствием не мешать подрастающему человеку чувствовать себя хозяином положения. Пусть он общается, играет, делится, ссорится, мирится, самостоятельно решает возникающие по ходу дела проблемы - словом, осваивает самые разные роли, которые пригодятся ему в жизни.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА НЕУВЕРЕННОСТИ

Если маленький человек никогда никого не обижает, не бьет и не обзывает, это еще не означает, что внутренняя агрессивность ему не присуща: он может себя сдерживать, боясь получить сдачи. Или боясь наказания. Или даже боясь выглядеть плохим! При этом ребенок стыдится того, какую месть придумал своему обидчику, то есть мучается не из-за содеянного, а из-за нафантазированного.

Чувство вины давит, и чтобы внутреннее напряжение снять, надо выпустить этого злого духа из бутылки, дав ребенку понять, что за плохие мысли его не отвергнут. Каким образом? Играть, рисовать, выслушивать страшные сны и истории. Летом на пляже создавать песчаные изображения неизвестных существ. "Посмотри, кто это у меня получился!" - "Злой волшебник!" - "А у тебя?" - "Сердитый дядька". Пусть агрессивные фантазии получают материальное выражение в виде расплывчатых песчаных образов! Ребенку будет легче, его страхи потихоньку начнут отступать, мир станет гармоничнее. Вместе со страхами уйдет внутренняя агрессивность, а когда это произойдет, человек перестанет притягивать унижения.

Психологи не советуют прятать игрушечные пистолеты от настроенных по-боевому мальчиков и осуждать их за то, что они играют в войну: подавленная агрессия копится, мучает ребенка, и с течением времени может трансформироваться в склонность к суициду. В игре же все происходит понарошку, тревожность изживается и приходит умение выходить из затруднительных ситуаций.

ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ДЕЛАТЬ?

Чтобы помочь ребенку, которого дразнят, надо прежде всего изменить его самооценку. Выработать чувство защищенности, доверие к взрослому, который находится рядом. Все это непросто, и без серьезных усилий родителей не обойтись.

Прежде всего зададимся вопросом: что мы чаще делаем - ругаем или хвалим? Один из тестов, которым пользуются психологи для определения взаимоотношений взрослых и детей, это так называемая лестница достоинств и недостатков.

Сначала родителям предлагается нарисовать лестницу отрицательных черт ребенка (верхняя ступень - главный недостаток, далее по нисходящей). Затем - лестницу достоинств. Около каждой ступени прокомментировать, как часто проявляется то или иное качество. Глазами любящих родителей приятных качеств у ребенка бывает в несколько раз больше, чем неприятных.

ПОПРОБОВАЛИ ?

Дети, которые не могут дать отпор агрессивно настроенным сверстникам, остро нуждаются в поддержке. Но если дать им внутреннюю опору, они начинают действовать сами, а это наилучший выход из положения.

Не важно, как ответит на агрессию ребенок, смирившийся с ролью жертвы. Не важно даже, ответит ли он вообще - главное, чем она отзовется в его душе. Значит, надо изменить отношение к дразнилкам, которые по существу представляют собой злобную критику. Как только это произойдет, оружие из рук противника будет выбито.

Вечной жертве нападений можно, например, сказать: "Не хочешь драться, отойди. Но если задира равный тебе, почему бы не дать отпор?". Психологи предостерегают от чрезмерного морализирования и советов типа "чувствуй себя выше обидчиков" - главное, чтобы ребенок действовал по внутреннему побуждению и не копил в себе обиды.

Один из очень известных способов помощи детям, страдающим от злобной критики сверстников, это так называемая провокация агрессии. Ее цель состоит в том, чтобы ребенок научился давать сдачи - то есть позволил бы себе то взаимодействие, на которое он никогда не решается. По сути провокация агрессии представляет собой своего рода игру в дразнилки - обзывать обидными словами надо какую-нибудь игрушку или даже самого психотерапевта.

Думаете, рискованно? Но ведь в процедуре участвует не малолетняя шпана, не абсолютные чемпионы по обзывательству среди дошкольного и младшего школьного возраста, а вежливые, культурные дети, которые не умеют достойно отвечать на агрессивные выпады сверстников. Они никогда не выходят за рамки приличий. Чтобы услышать от них мало-мальски подходящий оборот, специалисту приходится их подзадоривать.

Когда внутреннее напряжение выльется вовне и в безопасной ситуации ребенок поиграет с тем, что его травмирует, острота переживаний снимется. Висевшая дамокловым мечом угроза незаслуженной злобной критики перестанет пугать. Человек получит новый взгляд на вещи, новый способ реагирования, и если самые близкие люди будут ежедневно поддерживать его веру в свои силы, он приобретет внутреннюю гибкость и найдет собственные способы выхода из сложных ситуаций

ПОЧЕМУ ПОДРОСТКОВ НУЖНО ЛЮБИТЬ ДАЖЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГРУДНИЧКОВ.

Обычно мамы волнуются за маленьких детей — как поели, как поспали. Разбили коленку, подрались на площадке за лопатку, испугались собаки и так далее. Сопли становятся семейной трагедией, а плохой аппетит — поводом вызвать врача.
От старших детей обычно требуется что — сделать уроки, отключить планшетник, взять в руки книгу, убрать комнату, отнести за собой посуду на кухню, позвонить, если задерживается, выключить компьютер уже наконец-то. Ну растянул руку на футболе — ничего, помажем мазью. Простудился — выпей таблетку. Плохо спал — нечего на ночь глядя в соцсетях сидеть. Мы считаем их взрослыми, выросшими, не нуждающимися в постоянной заботе. А им — этим невыносимым подросткам со скачками настроений — нужна забота не меньше, а то и больше, чем грудничкам.
У меня помимо маленькой дочери есть 13-летний сын Василий. И мне кажется, что он совсем взрослый. Он выше меня почти на голову и отрастил 42-й размер ноги. Сдержанный из последних сил, вежливый в рамках приличий, бурчит под нос, иногда вспыхивает на ровном месте. Обычный подросток. Я была сосредоточена на дочке.
И тут было одно мероприятие, на котором он должен был выступить — сказать в микрофон несколько слов. Я даже не волновалась — Вася спокойно держится на сцене, участвуя в школьных мероприятиях. Его позвали на сцену, а он повернулся вдруг спиной и пошел к выходу. Упал лицом в пол и растесал подбородок. Все выглядело так, как будто он споткнулся и неудачно приземлился. И только его бледность и синие губы говорили о том, что был обморок. Он переволновался. Ему было душно. Или я не знаю, что еще.
Потом был травмпункт, для взрослых, первый попавшийся на пути. Но подростки, пусть даже если они выше родителей, должны ехать в детский травмпункт. С растесанным подбородком, тошнотой и головокружением, в сопровождении мамы, у которой трясутся руки, ноги и она даже говорить не может и даже не плачет, а подвывает. Потому что не удержала, не доглядела, не ждала, даже предположить не могла! И если бы у дежурного врача не оказалось сына-подростка, то он бы не поставил на место медсестру, которая кричала, что они детей не принимают.
— Позор, какой позор,— говорил Вася,— я ведь так и не выступил.
А я смотрела на него — мальчика, у которого уже вполне волевой подбородок, теперь заклеенный пластырем, длиннючие руки и такие же длиннючие ноги. И почему-то еще очень детские испуганные глаза, смешной вихор на затылке, который он так и не расчесал утром. И он жмется ко мне, как маленький. Ложится ко мне на колени и не вырывается, если я его целую и глажу по голове. Он даже заплакал — от обиды, от стресса, не от боли.
На следующий день мы отправились сдавать кровь, чтобы проверить уровень гемоглобина, кальция и все, что требуется. "Мы" — я вдруг стала говорить, как родители маленьких детей: "мы поели, мы поспали". Так вот мы с сыном сдали кровь, полежали, выпили крепкого чая из термоса, съели аскорбинку, вышли на перекресток, чтобы перейти дорогу, и ребенок у меня опять начал падать... Я его подхватываю, а он падает, и я ничего не могу сделать. На улице, средь бела дня. На самом деле это очень страшно — ты в городе, мимо ходят люди, их много, рядом аптека, магазин, кафе, перекресток, ребенок взрослый, не грудной, а ему так плохо, что отдашь руку, ногу, лишь бы он не съезжал по мне на землю.
Все идут мимо, никто не останавливается. Только с интересом смотрят, как я пытаюсь поднять мальчика с асфальта. Кое-как я притулила сына на свежевыкрашенный в задорный зеленый цвет бордюр и начала звать на помощь. Знаете, кто остановился? Две женщины на хороших машинах — одна предлагала воду и салфетки, вторая хотела отвезти нас в больницу. Но они стояли на светофоре, и им дудели в спины другие водители. Дудели зло. А я не могла дотащить ребенка до машины. Физически. Какая-то бабуля с палочкой пошла ловить для меня машину с водителем-мужчиной, и никто не останавливался. Она грозила машинам вслед палкой. Знаете, кто остановился минут через 15? Молодой парень лет 18, с виду — не намного старше моего сына. Тщедушный паренек сграбастал Васю и уложил его на заднее сиденье. Потом домчал нас до дома. Когда я предложила ему деньги, он обиделся и сказал, что тоже терял сознание и кровь носом шла, а один раз так упал, что губу рассек. Это он не мне рассказывал, а Василию, который слушал его с интересом. Парень опять водрузил на себя моего сына и дотащил его до квартиры, бросив свою машину посреди дороги, не думая о том, что она стоит открытая.
Буквально через два дня в метро на моих глазах по стенке стал съезжать паренек.
— Наркоман,— брезгливо прокомментировала женщина, сидящая рядом.
Первым кинулся мужчина, который оказался врачом. Причем он бросился еще до того, как успели среагировать стоящие рядом пассажиры, поймавшие мальчика у пола. И этот мужчина, на которого я бы даже не обратила внимания в толпе, своим тихим и строгим голосом мгновенно освободил сиденье, построил двух мужиков, которые перенесли туда мальчика и встали навытяжку рядом, расстегнул куртку, отдавал указания. И в воздухе стали появляться нашатырь, вода, салфетки, шоколадки, даже кофе в картонном стакане...
— Только маме не говорите,— просил паренек,— она волноваться будет.
У Васи тем временем шла школьная диспансеризация. Как он сам сказал, у каждого второго мальчика врач нашла шумы в сердце. Все дружно при этом были признаны "практически здоровыми". Анализы, которые мы сдали неделю назад, не приняли — не положено. И сыну нужно снова сдавать кровь. А у Саши из его класса тоже пошла носом кровь — на контрольной по математике. Мальчик просил, чтобы не говорили маме, и умолял учительницу дать ему дописать работу, чтобы не было тройки.
Есть много советов — как разговаривать с подростком, как определить, что подросток попал в дурную компанию... А я поняла, что к подростку нужно относиться, как к младенцу. Целовать его, обнимать, кормить с ложечки, снова целовать, говорить ласковые глупости, не отпускать от себя и кричать, если он задержался на пять минут на футбольном поле. Ему это нужно.
— Я не пришел вовремя, а ты мне даже не позвонила,— сказал Вася обиженно.
Эти большие мальчики еще совсем маленькие. И им очень нужна мама.

Маша Трауб

22 АЛЬТЕРНАТИВЫ НАКАЗАНИЮ

Многие родители осознают пагубные эффекты от физического или словесного наказания. Они знают, что крики, шлепки и битье разрушают самооценку, вызывают злость, вредят обучению и разрушают отношения между родителем и ребенком…
Однако знание того, чего не стоит делать, является только первым шагом. Родители размышляют, что же делать вместо этого. К сожалению, большинство современных книг и статей рекомендует «альтернативы», которые в реальности являются относительными альтернативами наказаниям. Среди них тайм-аут, лишение привилегий и так называемые «естественные» последствия.

Все эти методы имеют много общего с физическим наказанием, и все несут в себе по сути одно и то же послание:

Родителя не интересуют неудовлетворенные потребности ребенка, которые и привели к нежелательному поведению; родитель будет пользоваться своей силой и властью над ребенком.

Наиболее существенным является то, что эти подходы дают понять ребенку, что тот, кого ему выпало любить и кому доверять, хочет причинить ему боль. Это послание производит «ошибку в мозгу», потому как это совершенно чуждо интуитивному пониманию ребенком того, что есть любовь.

В конечном счете, все эти подходы упускают и лучшие возможности для обучения. Они загоняют ребенка в фантазии о мести, когда он уже оказывается не в состоянии сфокусироваться на текущей проблеме. Настоящими альтернативами наказанию являются те, которые помогают ребенку расти и обучаться здоровым путем. Пожалуй, мало найдется в жизни большей радости, чем позволить нашему ребенку научить нас самих тому, что есть любовь!

1. Предупреждайте нежелательное поведение, отвечайте на потребности ребенка, как только они выражены. Если текущие потребности удовлетворены, ребенок готов переходить на следующую стадию в обучении.
2. Обеспечивайте безопасность и среду, дружелюбную по отношению к ребенку. Глупо оставлять в зоне доступа маленького ребенка дорогие вещи, когда их можно просто убрать до той поры, пока ребенок не дорастет до того, чтобы обращаться с ними бережно.
3. Применяйте «Золотое Правило». Подумайте, как бы вы хотели, чтобы обращались с вами в подобной ситуации, если бы вы оказались на месте вашего ребенка. Человеческая натура есть человеческая натура, вне зависимости от возраста.
4. Проявляйте сочувствие и сопереживайте вашему ребенку. Даже если поведение ребенка кажется неразумным, лежащие в основе чувства и потребности реальны для ребенка. Выражение в ключе «Ты выглядишь расстроенным» – хороший способ показать ребенку, что вы на его стороне.
5. Уточняйте у ребенка что он чувствует, дабы он знал, что вы понимаете его и заботитесь о нем, и что он никогда не будет отвергнут, если будет испытывать какие-то, быть может, не совсем желательные чувства и эмоции. Например, «Меня это тоже пугало, когда я был маленьким».
6. Удовлетворяйте лежащие в основе поведения потребности. Если мы наказываем за внешнее поведение, то все еще неудовлетворенные потребности будут продолжать проявляться другими путями до тех пор, пока они, в конце концов, не удовлетворятся. Такие вопросы как «Ты злишься, потому что я сегодня долго разговаривала по телефону? Хочешь, пойдем, прогуляемся вместе?» – помогут ребенку почувствовать, что его любят и понимают.
7. Когда это только возможно, находите решения «выигрыш – выигрыш», которые удовлетворяют потребности и интересы каждого. Учитесь сотрудничать и договариваться.
8. Внушайте вашему ребенку веру в то, что вы его любите и что он ценен. Так называемое «плохое» поведение часто является попыткой ребенка выразить его потребность в любви и внимании тем способом, который ему в данный момент доступен. Если бы он мог выразить свою потребность более зрелым способом, он бы это сделал.
9. Смещайте фокус своего внимания с ситуации, которая оказалась слишком стрессовой для ребенка, для того чтобы справиться с ней в данный момент: «Давай сделаем перерыв. Что бы ты хотел сейчас поделать?»
10. Следите за тем, чтобы вы и ваш ребенок получали в течение дня достаточное количество питательной пищи, чтобы уровень сахара в крови оставался высоким. Зачастую, небольшой перекус – это лучшее решение.
11. Дышите! Когда мы испытываем стресс, мы нуждаемся в бОльшем количестве кислорода. Это заставляет нас дышать часто и поверхностно. Даже небольшое количество глубоких вдохов поможет нам успокоиться и думать более ясно.
12. Мы не ждем, что машина поедет, до тех пор, пока ее топливный бак не будет наполнен. И мы не должны ждать от ребенка, что он начнет делать что-то полезное, если его «эмоциональный бак» пуст. Сделайте три вещи, чтобы наполнить эмоциональный бак ребенка: контакт глаз, мягкое прикосновение и полноценное, неразделяемое еще с чем-либо или кем-либо, внимание.
13. Ромашковый чай оказывает хороший расслабляющий эффект как на взрослых, так и на детей. Выпитый за час до укладывания спать кормящей матерью, он так же подействует успокоительно и на ребенка. Детям постарше возможно понравится холодный ромашковый чай.
14. Устраивайте тайм-аут – вместе с вашим ребенком. Смена декораций – даже если это всего лишь выход на улицу, может действительно изменить ситуацию как для родителя, так и для ребенка.
15. Сделайте для себя карточки-напоминалки. Например: «Поддержи мечту ребенка», «Подумай о поведении ребенка: какие чувства он испытывает?», «Ребенок в игре – это юный исследователь, познающий окружающий мир», « Покажи ребенку свою любовь – и словами, и действиями», «Дети рефлекторно реагируют на то, как с ними обращаются» и т.п.
16. Делайте ребенку массаж. Массаж перед сном поможет ребенку крепче уснуть, хорошо восстановиться и зарядиться энергией на следующий день.
17. Предлагайте выбор. Детям нужно чувствовать, что они имеет право голоса. Предложение выбора, даже если он кажется вам совсем незнчительным («Ты хочешь пить из красной или синей чашки?»), поможет ребенку почувствовать, что ему самому есть что сказать по поводу своей жизни, особенно если совсем недавно ему пришлось столкнуться с какими-то независящими от него изменениями.
18. Попробуйте разговаривать шепотом. Когда напряжение высоко, шепот поможет привлечь внимание ребенка, а также успокоиться самому родителю.
19. Давайте своему ребенку время. Предложение «Дай мне знать, когда ты будешь готов поделиться игрушкой / сесть в машину / надеть куртку» даст ребенку ощущение автономности, и ему легче будет начать сотрудничать.
20. Давайте время самим себе. Досчитайте до 10 (про себя) или попросите время («Я не уверен в том, что мне сказать. Пожалуйста, дай мне минутку об этом подумать»). Иногда нам просто нужно немного времени, чтобы начать думать более ясно и увидеть вещи более объективно.
21. Помните, дети создают образы, следуя нашим словам: «Замедляйся!» эффективнее, чем «Не бегай!». Первая фраза создает образ замедления, в то время как вторая создает картинку бега (слово «не» слишком абстрактно для того, чтобы перекрыть более конкретную и захватывающую картинку бега). Подобным же образом конкретная просьба более эффективна, чем сформулированная общими словами: «Пожалуйста, поставь стакан» вместо «Будь осторожней».
22. Спросите себя «Буду ли я потом, вспоминая об этом, смеяться?». Если так, почему бы не посмеяться сейчас? Создавайте себе уже сейчас такие воспоминания, которые вам будет приятно иметь об этом дне.
Действуя подобным образом, мы сможем в конечном итоге прийти к истинному сотрудничеству, которого мы так отчаянно добиваемся в данный момент. Но нашим самым значительным вознаграждением станет наполненная обоюдной любовью и доверием связь с нашим ребенком, протянутая через всю жизнь.

ВОСПИТЫВАЕМ ПОМОЩНИКА 

Мы привыкли к тому, что дети наводят дома хаос, раскидывают игрушки и не дают нам спокойно прибраться. В том, что малыш устраивает беспорядок, виноваты сами родители. Стоит всего лишь сменить тактику поведения, и вы не узнаете своего ребенка. 10 простых, но очень эффективных советов для умных мам. 

1. ДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ

Распространенная мамина фраза: «Иди, поиграй, пока я готовлю/убираюсь» – серьезная ошибка на пути воспитания настоящих помощников. Занимайтесь домашними делами вместе. Посади малыша рядом на кухне, дай ему поучаствовать в лепке пельменей, измельчении салатных листьев, вытирании стола или перебирании гречневой крупы. Поставь рядом с взрослой гладильной доской игрушечную, и займитесь глажкой вместе. 

Не разграничивай домашние дела и общение с ребенком, а объединяй эти процессы. Например, во время совместной уборки можно одновременно рассказывать сказку о вещах, которые искали свое место, и наконец благодаря маленькому волшебнику нашли.

2. ОТМЕЧАЙ УСПЕХИ

Волшебные слова, которые работают как с детьми, так и со взрослыми: «Только ты можешь сделать это по-настоящему хорошо!» Осознавая собственную неповторимость и значимость в вопросе сбора фантиков с пола или вытирания пыли с телевизора, малыш с радостью будет заниматься делом, в котором он отмечен как лучший из лучших. 

3. УЧИТЫВАЙ ХАРАКТЕР

Старайся замечать склонности ребенка к тому или иному виду деятельности и доверяй ему выполнять именно те задачи, которые ему по душе. Одним детям нравятся глобальные работы – мытье пола или работы по уборке территории вокруг дома. Другим – требующая сосредоточенности и тщательности сортировка книг или игрушек. Давай каждому свое. 

4. ИГРАЙТЕ! 

Скучные повседневные дела можно превратить в веселые игры. Укрощение пылесоса на территории отдельно взятой детской комнаты, мытье волшебных чашек и поиски клада в сумках с продуктами, принесенными мамой из магазина, – наверняка, таких приключений в жизни твоих детей еще не было.

5. ПУСТЬ ПОМОЩЬ БУДЕТ НАСТОЯЩЕЙ

Привлекай ребенка к помощи там, где она тебе действительно нужна, а не только чтобы занять или отвлечь его от шалостей. 

6. ОСТАВЬ МЕСТО ДЛЯ СЮРПРИЗА

Дети любят делать родителям сюрпризы. Предоставь им такую возможность, дав понять, как тебя обрадует неожиданная помощь с их стороны. Пусть помытая тарелка, накормленная кошка и застеленная постель станут для тебя таким сюрпризом. Не скрывай своей радости и не скупись на похвалу. 

7. НЕ РАССЧИТЫВАЙ НА ИДЕАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

Сразу ожидать, что ребенок будет делать домашнюю работу идеально, не стоит. Ни в коем случае не ругай его, даже если после уборки появился дополнительный мусор, который тебе придется убирать. Конечно, поначалу за маленьким ребенком придется многое переделывать, но это необходимый этап на пути к прогрессу. 

8. ДАЙ РАЗОБРАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Если ребенок долго выполняет домашнюю работу: 
– не вмешивайся, 
– не подгоняй 
– и уж тем более не ругай. 
Наберись терпения и дай довести процесс до финиша. Иначе испуганный малыш в следующий раз откажется тебе помогать, а самой маме придется всегда завершать инициативы ребенка: ведь в его голове не отложится тот факт, что любое начатое дело должно быть обязательно закончено. 

9. РАБОТА – НЕ НАКАЗАНИЕ

Домашний труд не должен быть наказанием за плохое поведение. Ребенок не должен думать, что ему нужно сложить игрушки или убрать свои вещи только потому, что он что-то натворил. 

10. НЕ РАЗДЕЛЯЙ ОБЯЗАННОСТИ НА «ЖЕНСКИЕ» И «МУЖСКИЕ» 

И мальчики, и девочки должны уметь: мыть посуду, убирать свою комнату, пришивать пуговицы и даже забивать гвозди.

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Прежде чем разговаривать с ребенком о вреде наркотиков, следует разобраться в причинах, которые могут привести ребенка в их употреблению. Только понимая какие чувства испытывает ваш ребенок, чем он живет, какие у него есть проблемы, можно начинать разговор, который будет не только простым нравоучением, но и приведет к положительному результату.
          Почти каждый ребенок слышал, что наркотики это плохо и опасно. Но тем не менее многие пробуют их, и некоторые из попробовавших становятся наркоманами. Первое знакомство с наркотиком происходит обычно из любопытства, желания испытать на себе нечто запретное. Добиться уважения сверстников, шокировать родителей и учителей.
         Бывают ситуации, когда ребенок оказывается в компаниях, где употребление наркотиков считается хорошим тоном. Например, во время похода на дискотеку. Ребенок старается просто не отставать от приятелей и быть как все.
         Дети, выросшие в среде, в которой употребление наркотиков и алкоголя считается нормой, начинают это делать для того, чтобы просто почувствовать себя взрослыми.             Иногда это оказывается хорошим способом отвлечься от проблем с родителями или друзьями. Также многие подростки считают, что можно принять наркотик только один раз, для того, чтобы просто попробовать, и что от этого одного раза ничего плохого не случится.
        Вероятность того, что ребенок начнет употреблять наркотики повышается если он не доволен окружающими или считает что оказался в положении из которого у него нет выхода. Когда ребенок по своей натуре авантюрист одержимый жаждой приключений, и при этом не считает опасным привыкание к наркотикам.
При проведении работы по профилактике наркомании среди детей, взрослые должны помнить, что наиболее подвержены этой опасности дети потомственных алкоголиков.
        К сожалению предрасположенность к алкоголизму и наркомании передается по наследству.
Встречаются семьи, где пьют все. Выросший в такой семье ребенок может считать употребление алкоголя и наркотиков чем-то само-собой разумеющимся.
 Советы родителям подростков, как обезопасить ребенка от наркотиков
         Есть много способов повлиять на отношение детей к употреблению наркотиков. Не все эти способы легко воплотить в жизнь, но тем не менее практически всегда они могут помочь. Профилактика наркомании у подростков будет действенной только тогда, когда между вами и подростком установятся доверительные отношения.


1. Всегда общайтесь со своим ребенком. Если вы перестанете общаться, то он пойдет со своими проблемами туда, где его будут слушать. А между вами и вашим ребенком станет стена. И главное, не путайте общение с нравоучениями. Многие подростки перестают общаться со своими родителями, когда поделившись своими проблемами получают в ответ потоки упреков и нравоучений.


2. Старайтесь всегда выслушать своего ребенка и понять его убеждения. Не спорьте и не навязывайте свою точку зрения. Относитесь к ребенку не как к своей собственности, а как к равноправному партнеру и считайтесь с ним.


3. Расскажите о своем детстве и юности. Выслушав вас ребенок поймет, что вы сталкивались с такими же проблемами, как и он. Часто подростки думают, что их переживания исключительны, что кроме них такого еще никто не переживал.


4. Будьте всегда поддержкой ребенку. Пусть он знает, что может обратиться к вам в любой момент и вы всегда окажете ему помощь. Ребенок должен знать, что он интересен вам, что вам не безразлично где он и с кем.


5. Старайтесь проводить время с ребенком и дружить с его друзьями. Даже если вы считаете, что друзья вашего ребенка ему совсем не подходят, не говорите об этом. Он может стать на защиту своих друзей и отвернуться от вас. Лучше приглашайте их к себе домой. Так вам будет удобнее контролировать их времяпровождение.


6. Будьте тверды в своих убеждениях и последовательны в поступках. Дайте понять ребенку, что вы не меняете своих убеждений и что на вас нельзя оказать давления.

ЧТО ДОЛЖНЫ РОДИТЕЛИ СВОИМ ДЕТЯМ?


- Мама, купи мне вот эту игрушку! - требует в магазине ребенок.
- Давай что-нибудь другое, подешевле, - мягко возражает мама. - Да и потом, у тебя таких уже сто штук скопилось!
- А я хочу вот эту, - упорствует отпрыск. - Я ребенок, ты мне обязана ее купить!
Российские дети имеют весьма размытое представление о своих правах. Но иногда все же заявляют, что на что-то "имеют право" и родители "обязаны" подчиняться их требованиям. "ProРодитель" решил не оставлять ситуацию без разъяснений и попросил адвоката Любовь Данилову, работающую в столичной "Адвокатской консультации №24" (филиале Межреспубликанской коллегии адвокатов) рассказать, на что именно российский ребенок имеет право с точки зрения закона.  Некоторые права у ребенка наступают уже с момента рождения. Так гласит статья 17 Гражданского кодекса России. Младенцы могут быть уверены, что они имеют:

Право на жизнь, гражданство, имя, отчество и фамилию.
Право жить и воспитываться в семье - одно из самых важных прав ребенка.
Право на свободу и личную неприкосновенность, уважение достоинства, обеспечение интересов.
Право на защиту прав и законных интересов, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Право собственности на имущество, полученное в дар или в порядке наследования.
Понятно, что правоспособность младенцев - то есть реальная возможность распорядиться теми возможностями, которые им гарантированы законом, - вещь очень условная. Однако все вокруг обязаны учитывать интересы малышей, даже если те еще не знают об этом.
Реальные права у ребят начинают появляться по мере взросления. И с каждым годом их становится больше. Шестилетним детям в России гарантированы:
Право на образование - то есть обязательную возможность ходить в школу.
Право совершать мелкие бытовые сделки. Например, делать покупки в магазине на небольшую сумму за наличный расчет. Это могут быть продукты, канцелярские товары, игрушки. Автомобиль или компьютер ребенку, конечно, не продадут, но отправить его в магазин за хлебом уже можно.
Право на самостоятельное распоряжение средствами, предоставленными для определенной цели. По сути, речь идет о карманных деньгах. Выдавать их родители не обязаны, но если они проявили щедрость, то ребенок может сам решить на что именно их потратить.
Право выражать мнение при решении вопроса, затрагивающего его интересы. Собственно, свое мнение любой малыш выражает с самого рождения, не сильно заморачиваясь вопросами легитимности. Но если крики младенцев еще могут быть проигнорированы, то прислушиваться к мнению шестилеток родители уже обязаны. Более того, после достижения ребенком десяти лет его мнение может стать решающим.
Семилетние получают еще одно очень приятное право: ездить на велосипеде по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам.
В десять лет с юридической точки зрения возможности ребенка расширяются еще больше. Человек, отпраздновавший первый круглый юбилей:
Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, а также на изменение имени, фамилии.
Выражает мнение о том, с кем из родителей хотел бы проживать в случае расторжения брака.
Получает право выступать в суде.
Следующий этап официального взросления наступает в 14 лет. Вместе с паспортом ребенок получает:
Право на перемену фамилии, имени и отчества. Всего сразу или одного из элементов.
Право на выбор места жительства (с согласия родителей).
Право на распоряжение своим заработком, стипендий.
Возможность осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения.
Право на движение на велосипеде по полосе для велосипедистов. Велодорожка, освоенная еще в семь лет, бывает в парке. Полоса для велосипедистов - часть полноценной дороги, рядом с машинами.
Право на заключение трудового договора (с согласия родителей).

Ребенок матерится: кто виноват и что делать?

Большинство родителей понимают, что дети живут не в замкнутом пространстве и черпают информацию из окружающей действительности. Но все же, услышать нецензурное слово из уст своего ребенка всегда является неприятным сюрпризом. Понятно, что нельзя ребенка оградить от мира и рано или поздно малыш услышит нецензурную лексику.

Франсуаза Дольто, французский психоаналитик, автор книги «На стороне ребёнка» утверждает, что ребёнка воспитывает язык, и то, как и каким он вырастет, невероятно зависит от того, о чем и как говорят в доме. Мария Монтессори, знаменитый педагог, вторит ему, говоря о детях, что «они буквально строят себя из того, что их окружает». Поэтому постарайтесь свести к минимуму источники, в которых малыш может почерпнуть нежелательную лексику, это относится, в том числе и к телевизору, и уж конечно, не используйте подобные фразы в присутствии малыша. Что же делать, если ребёнок уже обогатил свой словарный запас бранными выражениями?

Если ребёнку еще нет 3 лет, то просто постарайтесь не акцентировать внимание на этом. Не делайте из мухи слона, и причина сойдет на нет, а ребенок забудет плохие фразы. Инцидент произошел в людном месте? Просто улыбнитесь и скажите окружающим «бывает и такое», либо кратко извинитесь и постарайтесь отвлечь малыша на что-нибудь другое.

Если ребёнок старше, можно объяснить ему, что подобные выражения являются обидными и воспитанные люди никогда так не говорят. Можно заодно привести в пример слова, которые гораздо лучше подойдут в данной ситуации. Таким образом, вы обогатите его речь и вытесните бранные выражения

Фразы, которые не стоит говорить детям

1. Вы говорите: "Это слишком дорого".
Они слышат: "Счастье без денег невозможно".

Лучше сказать: "В магазине продается немало интересных вещей, но у нас их и так много, так что мы не станем покупать новые".

2. Вы говорите: "Поделись своими игрушками".
Они слышат: "Отдай свою игрушку".

Лучше сказать: "Катя хотела бы немного поиграть с твоей машинкой.Она тебе её вернет".

3. Вы говорите: "Думай, что говоришь!"
Они слышат: "Не желаю тебя слушать!"

Лучше сказать: "Я рада, что ты пришел со мной поговорить, но у меня к тебе одна просьба. Я считаю это слово грубым, так что, пожалуйста, не употребляй его".

4. Вы говорите: "Не волнуйся, все будет в порядке".
Они слышат: "Нечего расстраиваться по пустякам!"

Лучше сказать: "Я понимаю, что тебе было нелегко. Расскажи мне, как это случилось".

5. Вы говорите: "Почему ты это сделал?(не пришел домой вовремя, обидел сестренку"
Они слышат: "Ты опять поступил неправильно".

Лучше сказать: "Думаю, ты задержался потому, что тебе было весело и не хотелось идти домой. Но это все равно неправильно".


Микрорайон


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?